?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Месяц о портретах

Первый месяц - о портретах!

Хотя портрет - далеко не самая легкая тема, я решила начать с нее, ведь пока меня читают взрослые, а не дети. В книге эта тема будет не первой, но здесь, в блоге, можно все :)521986_371055006343699_1535367989_n

Перед тем, как рассказать то, что я знаю о портретах, я хотела бы спросить кое о чем вас.

Вы запоминаете портреты литературных героев? Или представляете серое облако вместо лица? С удивлением обнаруживаете, смотря экранизацию, что актер блондин, хотя вы представляли героя жгучим брюнетом? Или смакуете детали и никогда не забываете образа?

Какие вообще портреты вы любите? Долгие описания или краткие характеристики, рассыпанные по тексту? Чей литературный портрет застрял у вас в голове навсегда? Поделитесь!

Поделитесь вообще всем, что приходит вам в голову о портретах. Портреты, которые, как вам кажется, написаны плохо и мертво, портреты, секрет притягательности которых вам непонятен... Чем больше вы расскажете, тем больше вероятность, что найдутся ответы именно на ваши вопросы.


...и начинайте думать, кого бы вы хотели описать  ;)

Жду ваших комментариев!





(с) Екатерина Оаро, http://inspire-writing.livejournal.com/

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
qween_of_tears
Aug. 13th, 2013 01:48 pm (UTC)
Во-первых, огромнейшее спасибо за этот блог!!! Вот прямо пребольшущее!!!

Во-вторых, о портретах. Первое, что пришло в голову, "Портрет Дориана Грея", потом гоголевский портрет. Потом собственно портреты персонажей. Возможно, многие экранизации не нравятся мне именно потому, что у меня всегда свое представление о том, как выглядит герой. Сейчас я вспомнила портреты Болконского, и Наташи, и маленькой княжны.
Для меня всегда в портрете, в образе человека, важны глаза (помнишь лучистые глаза Марии Болконской и темные светлые глаза тургеневской Аси?) и улыбка. Когда я пишу стихи, я цепляюсь за что-то неуловимое в портрете - и развиваю не мысль, чувство.
В толстовских портретах, если говорить о них, с детства смущали физиологичные детали типа усиков, прямого заявления о женщине - "некрасивая" и прочее.
у Булгакова (если ничего не путаю) смущало "пожилая девушка2.

Лови цитаты из того, что нравится:

"Младшие дети крепко спали, разметавшись во сне. Восьмилетняя Динка сладко причмокивала, кольца жестких волос закрывали ей лоб, лезли на щеки... Одеяло ее сползло на пол, крепкие загорелые ноги и руки темнели на простыне... Мышка была старше на полтора года, но она выглядела хрупкой по сравнению с крепышом Динкой. Мышка спала так тихо, что худенькое личико ее с прозрачными веками казалось неживым". (с) Осеева "Динка"

Она, приговаривая что-то про себя, разгладила его спутанные седые волосы, поцеловала в усы и, заткнув мохнатые отцовские уши своими маленькими тоненькими пальцами, сказала: -- "Ну вот, теперь ты не слышишь, что я тебя люблю".

"-- А что скрывается в моем "тур-лю-рлю"? -- спросил подошедший
флейтист, рослый детина с бараньими голубыми глазами и белокурой бородой. --
Ну-ка, скажи?"

(с) Грин "Алые паруса"

Проще представить образ, читая подробное единое описание. Интереснее - собирать, как цветы, разбросанные по страницам детали.
inspire_writing
Aug. 13th, 2013 03:46 pm (UTC)
Рада первому комментарию в этом блоге! Добро пожаловать на борт! =)

Как интересно: тебя с детства смущали портреты Толстого, и при этом ты помнишь многие из них! Обсудим Толстого обязательно.
О глазах ты подметила очень верно, потому что именно глаза и руки - самые выразительные "детали" человека, у них есть потенциал о многом рассказать. Даже для художников уметь писать именно руки и глаза - признак мастерства, остальное можно и не прописывать, как часто делал Пикассо :)

Большое спасибо за примеры портретов - в следующем посте их разберем!
qween_of_tears
Aug. 13th, 2013 03:50 pm (UTC)
Спасибо)
Да, никогда не считала Толстого любимым писателем, но вспомнились портреты его героев.

Очень жду продолжения)))
kouzlo
Aug. 14th, 2013 05:24 pm (UTC)
я вообще читала Толстого мало и всегда не до конца, но эти "усики" - первое, что пришло на ум!-) Жду разговора о Толстом :-)
foxin
Aug. 13th, 2013 03:38 pm (UTC)
Я не запоминаю лицо персонажей, помню только хорошо Гарри Поттера, но это из-за иллюстраций, а не словесного описания.
Но обращаю всегда внимание на описание мелких привычек, фигуры и прочих мелочей.

Edited at 2013-08-13 03:48 pm (UTC)
inspire_writing
Aug. 13th, 2013 03:53 pm (UTC)
Возможно, Вы более читатель, чем писатель? Или нет? В любом случае, золотое правило и чтения, и письма - представлять то, что написано. Тогда книги становятся фильмами :)
Я очень долго читала, не представляя. Внешние данные персонажей не играли для меня важной роли. Но я заметила, что и глаза своих знакомых не могу вспомнить... В моем случае это был вопрос концентрации, ее навыка - теперь я так вошла во вкус, что смакую каждую деталь :) А как у вас?

Мелочи, привычки и жесты - это уже много. Не знаю, правда ли это, но у меня есть теория, что женщины больше любят мелочи и детали, а мужчины - сюжетные ходы, масштаб замысла... Поэтому одним нужно тренировать одно, а другим другое :)

Как Вы сами думаете, почему именно Вы не запоминаете описания внешности? И что тогда Вы запоминаете в произведении?

Edited at 2013-08-13 03:54 pm (UTC)
foxin
Aug. 13th, 2013 04:22 pm (UTC)
Я, наверное, и читатель не очень, и не писатель (но хотела бы им быть), а графоман. Черт, я люблю читать и писать, но ни то, ни другое не умею делать толком:))

Прочитав книгу, я забываю и имена, и действия героев, а помню основной замысел и ход событий и свои эмоции во время чтения. И еще атмосферу книги: "Триумфальная арка" - темная маленькая комнатушка, а на улице -мокрые булыжные мостовые, автобиография Агаты Кристи - зеленые лужайки, залитые солнцем, светлые краски в нарядах. Всегда огорчалась, что не вижу глубины произведений.

И я не умею хорошо описывать, может, именно потому что не обращаю внимание на это при чтении? Надо попробовать читать и представлять фильмами:)

Лиц я не помню, мне кажется, еще и потому, что близорука, я даже лучших друзей не узнаю на улице по лицу, но вижу знакомую походку.
inspire_writing
Aug. 13th, 2013 04:43 pm (UTC)
Однажды я была на тренинге у актеров и услышала такую фразу: "То, что тебе мешает, тебе помогает". Все время применяю ее и к писательству :)

Марина Цветаева тоже была близорука и с детства не носила очков. Возможно, именно поэтому ее стихи так поразительно звучат: она больше вслушивалась в мир, чем вглядывалась.

Есть еще другой эффект: тот, кто знает, что лишен чего-то, больше старается именно в этой области и обычно обгоняет тех, у кого все в норме.

Я это к тому, что Вы можете стать мастером описания походки и очень развить свою внимательность.
inspire_writing
Aug. 13th, 2013 04:48 pm (UTC)
Насчет того, что Вы запоминаете из книг - это, действительно, очень мало. Надеюсь, этот блог Вам поможет =)
foxin
Aug. 13th, 2013 05:01 pm (UTC)
Наверня-ка, поможет. В любом случае, это будет интересно и познавательно.:)
rtnm_r
Aug. 13th, 2013 08:56 pm (UTC)
Почему-то вот эти два портрета вспомнились (не сразу, просто другие совсем не вспомнились):

"...Я довольно хорошо запоминаю лица людей, которых встречал даже мельком, но сегодня, как я ни бьюсь, я не могу восстановить в памяти светлый облик этих ответственных дамочек. Помню только, что они были почти пугающе похожи друг на друга, как две рельсы одной колеи. Одинаковые бесцветные жидкие волосы, собранные на затылке в одинаковые фиги, одинаковые тускло-серые глазки, носы - пуговкой, тонкогубые рты. И даже фамилии (честное слово, я ничего не придумываю!) у них были одинаково птичьи: дамочка из ЦК звалась Соколовой, а дамочка из МК - Соловьевой. Причем, как-то так получилось по сложнейшей системе партийночиновной иерархии, что дамочка из МК (в платье кирпичного цвета) была почему-то главнее дамочки из ЦК (в платье бутылочного цвета) и, как говорили, они далеко не всегда и не во всем ладили. Но сегодня они были заранее заодно и мирно шушукались, не обращая ни на кого ни малейшего внимания. В довершение пугающего сходства у обеих дамочек был насморк и они, время от времени, почти одинаковыми движениями вытирали покрасневшие носы-пуговки и чинно запихивали платочки в рукава бутылочного и кирпичного платья."

А. Галич "Генеральная репетиция"
inspire_writing
Aug. 14th, 2013 10:20 pm (UTC)
Спасибо!
yaagatha
Aug. 18th, 2013 06:15 pm (UTC)
я тоже из тех, кто не обращает внимания на детали, главное - общая атмосфЭэээра :))
у меня вообще затык со словами, словесной передачей чувств, эпитетами, сравнениями, образами... так что буду учиться (надеюсь и сына приобщить :))
inspire_writing
Aug. 27th, 2013 02:00 pm (UTC)
то, что вы осознали эту трудность, уже половина дела!
i_gru
Aug. 19th, 2013 03:40 pm (UTC)
У меня был смешной случай с литературным портретом. Когда-то дома я взяла с полки книжку, на корешке - А.Мердок Черный принц. Я ничего не знала про автора, гуглить не стала, не то время было, не гуглили еще :) И начала читать. И прочитала до конца на одном дыхании, в абсолютной уверенности, что автор - мужчина, и что он действительно был в тюрьме, и что все так, как я прочитала. Конечно, уже потом, я отправилась в интернет, чтобы узнать, кто и почему, и удивилась крайне, обнаружив, что автор книги - женщина и что все остальное вымышленное. С тех пор я люблю Айрис очень преданно :) Представляешь, как хорошо ей удалось проникнуть в мое воображение и нарисовать там автора-героя-мужчину так, что я поверила в него совсем как в жизнь :)

Перечитала все комменты и поняла, что я совсем по-другому поняла для себя "литературный портрет", скорее перепутала его с образом. Ну все равно решила запостить и мой комментарий, ведь портрет - это часть образа :)
volja
Aug. 27th, 2013 12:51 pm (UTC)
Помню, как в детстве (лет в 13) читала Джейн Эйр "Шарлоты Бронте". Она там довольно неплохо описывает портреты людей, возможно также из-за того, что главная героиня сама рисует портреты. Там есть момент, когла Джейн приезжает к своим родственникам и по памяти рисует портрет мистера Рочестера. Я тогда решила тоже по описанию нарисовать его:). Результат получился неожиданным - я нарисовала своего друга, который в то время был в меня влюблён. И он никаким образом не был похож на мистера Рочестера, просто так случайно получилось:).
inspire_writing
Aug. 27th, 2013 01:58 pm (UTC)
Как интересно и неожиданно! Из этого можно даже сделать историю :)

Если у тебя вдруг есть под рукой описание мистера Рочестера - присылай! :) А заодно и свой портрет, если сохранился :)
volja
Aug. 28th, 2013 09:43 am (UTC)
Портрет к сожалению не сохранился. Мне было стыдно от того, что я сама того не осознавая нарисовала Сергея, который был в меня тогда влюблён. А я его видела только другом. Кажется, портрет я его уничтожила:(.

А описание Рочестера нашла:):
"Я сразу же узнала в нем вчерашнего незнакомца, - это были те же черные густые брови, тот же массивный угловатый лоб, казавшийся квадратным в рамке темных волос, зачесанных набок. Я узнала его резко очерченный нос, скорее характерный, чем красивый, раздувающиеся ноздри, говорившие о желчности натуры, жесткие очертания губ и подбородка, - да, все это носило, несомненно, отпечаток угрюмости. Его фигура - он был
теперь без плаща - соответствовала массивной голове; не отличаясь ни высоким ростом, ни изяществом, он все же был сложен превосходно, ибо при широких плечах и груди имел стройный стан."

А вот и тот абзац, где Джейн рисовала портрет:
"Однажды утром мне захотелось нарисовать голову. Я еще точно не знала какую и не хотела об этом думать. Взяв мягкий черный карандаш, я углубилась в работу. Вскоре на бумаге передо мной появился широкий выпуклый лоб и угловатые контуры лица; довольная началом, я принялась заполнять эти контуры, вписывая в них отдельные черты. Под таким лбом следовало нарисоватьгустые горизонтальные брови и правильный нос с прямой переносицей и широкими ноздрями; затем выразительный рот, конечно не тонкогубый, и решительный раздвоенный подбородок. И, разумеется, черные усы и черные, как вороново крыло, волосы, приглаженные у висков и волнистые надо лбом. Оставались еще глаза. Я нарочно приберегла их под конец, так как они требовали особой
тщательности исполнения. Я нарисовала их большими, придав им красивую форму,а ресницы сделала длинными и темными, зрачок крупным и блестящим. "Хорошо,но еще не совсем то, что нужно, - сказала я себе, рассматривая свою работу. - Надо придать глазам больше силы и выразительности". Я навела тени резче,чтобы оттенить их блеск; два-три удачных штриха помогли мне достичь моей цели. И вот передо мной было лицо друга, - так не все ли мне равно, что эти молодые особы повертываются ко мне спиной? Я смотрела на портрет и радовалась его сходству с оригиналом. Я была целиком поглощена рисунком и
испытывала большое удовлетворение.
- Это что - портрет вашего знакомого? - спросила Элиза, которая подошла ко мне незамеченной. Я ответила, что нет, - это просто так, моя фантазия, и поспешила заложить рисунок среди других листов бумаги.
Я, конечно, солгала: это было на самом деле очень похожее изображение мистера Рочестера."
( 18 comments — Leave a comment )