inspire_writing (inspire_writing) wrote,
inspire_writing
inspire_writing

Category:

Литература - это кино

В хорошей книге читатель видит, как сменяют друг друга кадры - и видит их яркими, объемными. Можно сказать и иначе: хороший читатель не просто сканирует глазами текст, а представляет все, о чем идет речь. Эти умения - изображать и представлять - нужны и писателю, и читателю.

Ошибка, которую допускают все молодые авторы, которые мне встречались (от них же первым есмь аз :) ), в том, что действие пересказывается, а не изображается. Внимательному читателю такой текст покажется кратким содержанием или черновиком, и он найдет в нем мало художественности.

Есть очень известный пример о том, как высказался Достоевский об очерке Григоровича:

"У меня было написано так: когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. «Не то, не то, — раздраженно заговорил вдруг Достоевский, — совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...» "

Или пример с Чеховым, который писал, что лунная ночь готова не тогда, когда скажешь "Была лунная ночь", а тогда, когда опишешь, как поблескивает под луной горлышко бутылки. Рассуждения об этом есть в его письмах, но упоминание можно найти и в "Чайке":

"Тригорин выработал себе приемы, ему легко... У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса - вот и лунная ночь готова".


Или вот пример из Чака Паланика:

"Не сообщайте читателю: «Лиза ненавидит Тома». Вместо этого дайте конкретный пример, как адвокат на суде, деталь к детали. Представьте доказательства. Например: «Во время переклички, в тот момент, когда учитель назвал имя Тома, а он еще не успел ответить: «Здесь», Лиза громко прошептала: «Подтертая задница»»".

Мне кажется, в таком подходе, кроме всего, есть еще уважение к читателю. Пусть он сам все представит и почувствует. Пусть он думает, вспоминает, замечает, ненавидит. Не стоит диктовать ему, что делать.

Как же добиться того, чтобы текст изображал, а не пересказывал? Конечно, правкой, перечитыванием и переписыванием. Для начала метод может быть очень жестким. Вот какое задание дал молодым писателям Паланик:

"
Запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: «думать», «знать», «понимать», «осознавать», «верить», «хотеть», «помнить», «представлять», «желать» и сотни других, к которым вы так любите прибегать. В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть».

...Вместо того чтобы сделать героев знающими что-то, вы должны придумать детали, которые помогут читателю лучше узнать их. Вместо того чтобы заставить персонажей желать чего-то, вы должны описать все именно так, что сам читатель это захочет.


...Домашняя работа на этот месяц: выкиньте из каждого предложения мыслительный глагол: устраните его, «расшифровав». А потом пройдитесь так же по какой-нибудь художественной литературе. Будьте безжалостны.
«Марти представил, как рыба прыгает в лунном свете».
«Нэнси вспомнила, как попробовала вино».
«Ларри знал, что он мертвец».
Найдите их и перепишите. Сделайте фразы сильнее".

Принимаете вызов? Пишите, что у вас получилось, не скромничайте! :)



Tags: о писательском труде, разбор классики, цитаты, этюды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments